Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Официальный сайт органов местного самоуправления Арзамасского муниципального района Нижегородской области

607223, г. Арзамас, ул. Советская, д. 10а

Телефон:8 (83147) 7-09-04,8 (83147) 7-14-41 8 (83147) 7-00-01

E-mail: official@adm.arz.nnov.ru

Ссылки

    

    

    

    

   

    

Официальный интернет-портал правовой информации

Статистика посещений

Яндекс.Метрика

Новости

03.02.2020ЗаНижний.рф. «Город трудовой доблести»

ЗаНижний.рф

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. город Горький внес большой вклад в Победу над противником. Именно здесь был создан уникальный военно-промышленный комплекс предприятий, позволивший наладить выпуск практически всех видов оборонной продукции, включая оружие и снаряжение для сухопутных войск (танки, артсистемы, грузовики, патроны, снаряды), для авиации (самолеты разных типов) и флота (подводные лодки), а также взрывчатку и реактивное топливо.

         С первых дней войны промышленные предприятия города Горького были перепрофилированы на выпуск продукции для фронта. В соответствии с директивой ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. все промышленные предприятия г. Горького начали перестраивать производство на выпуск вооружения и боеприпасов, осваивать новые виды боевой техники для Красной армии. Постановлением № 1 от 1 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны обязал «Красное Сормово» полностью перейти на выпуск средних танков Т-34 и боеприпасов для реактивной и ствольной артиллерии (с программой выпуска в 1941 г. – 700-750, а в 1942 г. – 3 000 танков). Коллектив с честью справился с поставленной перед заводом задачей. Первый эшелон танков Т-34 уже в октябре 1941 г. был отправлен сормовичами для обороны Москвы. Свидетельством выдающейся роли продукции «Красного Сормова» стали строки из воспоминаний Маршала Советского Союза Г.К. Жукова: «В октябре 1941 года, когда мне была поручена операция по обороне Москвы, мы начали получать с Сормовского завода танки «Т-34». Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в битве за Москву».

         Всего за годы войны завод «Красное Сормово» поставил фронту 12 038 танков Т-34 (10,2% от общесоюзного производства). В годы войны завод увеличивал выпуск боевых машин и работал над их усовершенствованием: в конце 1943 г. модернизировали башню танка, впервые в стране сделав ее литой, и установили 85-миллиметровую пушку последней модели. В кооперации с «Красным Сормовом» по производству средних танков Т-34, кроме металлургических, работали заводы: Горьковский автомобильный, «Двигатель революции», фрезерных станков, «Красный якорь», станкозавод и другие. Танк Т-34 признан специалистами лучшим танком второй мировой войны.

         В январе 1942 г. на «Красном Сормове» возобновлено производство подводных лодок, прекращенное в 1941 г. За годы войны сормовичи сдали флоту 27 подводных лодок типа «М», «С», «Щ» (43,1% от общесоюзного производства).

         В условиях начавшейся войны перед Горьковским автозаводом им. Молотова была поставлена сложная и ответственная задача: в кратчайшие сроки перейти на выпуск легких танков Т-60, выпуск которых продолжался по первую половину 1942 г., далее вместо них было налажено производство легкого танка Т-70, вооруженного 45-миллиметровой пушкой. Впрочем, во второй половине войны легкие танки были признаны малоэффективными, и в 1943 г. их производство прекратилось. Автозавод стал выпускать самоходные артиллерийские установки (САУ) СУ-76 и СУ-76м. За годы войны было выпущено более 9 тыс. самоходок (39,1% общесоюзного производства).

         В годы войны Горьковский автозавод выпускал также армейские автомобили с двумя ведущими осями. На базе легкого автомобиля-вездехода ГАЗ-64 был создан броневик БА-64, на фронт отправлено почти 6 тысяч таких машин. С осени 1941 и в течение 1942 г. Горьковский автозавод изготавливал батальонные 82-миллиметровые минометы, поставив фронту 24 145 штук. В 1941-1943 гг. автозаводцы выпустили более 2 тысяч аэросаней. ГАЗ обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колесами, выпускал авиационные моторы для пикирующих бомбардировщиков, был единственным заводом в стране по производству колясок к армейским мотоциклам. Завод пережил бомбежки вражеской авиации в 1941-1943 гг., но это не прервало самоотверженный труд заводчан.

         С первых дней войны над созданием наиболее совершенной конструкции боевых самолетов работал Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе (№ 21), где работало КБ под руководством С.А. Лавочкина. В кратчайшие сроки было налажено серийное производство истребителей ЛАГГ-3. В 1941 г. завод № 21 изготовил 1994 истребителя. В 1942 г. завод освоил выпуск истребителей ЛА-5 с двигателем воздушного охлаждения, в 1944 г. параллельно начал выпуск модели ЛА-7. Всего за 1941-1945 годы Горьковский авиазавод выпустил 19 202 самолетов типов ЛаГГ и Ла, то есть каждый третий отечественный истребитель. На базе кооперировавшегося с авиазаводом машиностроительного завода им. Воробьева в 1941 г. было организовано производство шасси, крыльев, бензобаков, лонжеронов, нервюров для самолетов. Механический цех, кроме того, точил снаряды, литейный – выпускал корпуса мин.

         В выполнении военных заказов участвовали все промышленные предприятия области. Завод им. Ульянова, единственный в стране, изготавливал специальную электроаппаратуру для судостроения, береговых установок и кораблей Военно-морского флота. Завод «Красная Этна», производивший крепежные изделия, пружины, проволоку, кроме этого, обеспечивал все промышленные предприятия страны лентой холодного проката. На территории завода «Красная Этна» в июле-августе 1941 г. был сформирован Горьковский мотоциклетный завод на базе предприятий, эвакуированных из Ленинграда и Харькова. За годы войны он поставил фронту почти 6 000 армейских мотоциклов М-72 с прицепной коляской под ручной пулемет. Коллективы заводов «Двигатель революции», «Красная Этна», автозавода освоили производство 120-миллиметровых минометов. Всего за годы войны было выпущено 43 688 штук минометов различной модификации. Горьковский завод фрезерных станков уже осенью 1941 г. направил на фронт 14 дивизионов реактивной артиллерии (117 установок), а всего за первый год войны изготовил свыше 600 установок М-8. Свыше 30 машиностроительных предприятий области перешли на массовый выпуск корпусов реактивных снарядов для «катюш» (выпущено 1165), мин и гранат. Радиотелефонный завод им. Ленина был крупнейшим поставщиком переговорных устройств для самолетов, танков и бронепоездов, изготавливал армейско-фронтовые дивизионные радиостанции.

         Коллектив завода «Красный якорь» в годы войны выпускал понтонные якоря для инженерных войск, цепи противоскольжения для автомашин, боеприпасы, укладочные приспособления для горной артиллерии. На заводе вместо ручной сварки была освоена автоматическая сварка по методу Е.О. Патона под слоем флюса. Изменив конструкцию якоря, сократили количество кованых деталей, это позволило увеличить выпуск продукции в 5 раз при снижении ее себестоимости на 35%.

         Лидером пушечного производства оставался Горьковский завод № 92 (машиностроительный завод «Новое Сормово»), где с 1934 г. работало артиллерийское КБ во главе с В.Г. Грабиным. За первые 2,5 года войны здесь были спроектированы 27 образцов различных орудий. Выпущенная заводом пушка ЗИС-2 своим снарядом пробивала тогдашние немецкие танки насквозь. В феврале 1942 г. на вооружение была принята 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3. Легкая и маневренная, простая в обслуживании, безотказная в бою и на марше, она получила большое признание в армии. Используемая в качестве вооружения самоходных артиллерийских установок СУ-76 и СУ-76М, она считалась одной из лучших дивизионных пушек, грозой вражеской пехоты и танков. Кроме того, заводом выпускались и другие артсистемы: 76-мм танковая пушка Ф-32 для тяжелого танка КВ; более мощная пушка Ф-34 для танка БТ-7, а затем Т-34; тумбовые 76-мм пушки зенитной компоновки, с круговым обстрелом; Ф-35 для подводных лодок; Ф-36 для военных транспортов. Всего до конца войны завод № 92 изготовил и поставил фронту порядка 101 673 пушки (23,9% от общесоюзного производства) – больше, чем все страны гитлеровской коалиции вместе с Германией.

         Задачам фронта была подчинена работа предприятий легкой и местной промышленности области. В короткий срок коллективы фабрик освоили изготовление обмундирования, армейской обуви, палаток, парашютов, спецукупорки и другой продукции, необходимой фронту.

         Активно в годы войны развивалось движение двухсотников, зародившееся в предвоенном Горьком и распространившееся на всю территорию СССР (его инициатор – Ф.М. Букин, работавший на машиностроительном заводе). Особый размах оно получило на Горьковском автозаводе, «Красном Сормове» и авиационном заводе. Также развивалось и стахановское движение, одним из зачинателей которого был автозаводец А.Х. Бусыгин (поначалу движение называлось стахановско-бусыгинским).

         Горьковчане принимали активное участие в сдаче крови для переливания раненым воинам. В донорском движении активное участие принимали работники ГАЗа, заводов «Красное Сормово», имени С. Орджоникидзе, «Красная Этна» и др. Всего за годы войны на фронт было отправлено 92 202 литра крови.

         В течение второй половины 1941-1942 гг. в связи с приближением фронта и объявлением Горьковской области на военном положении в кратчайшие сроки были возведены три рубежа обороны, включавшие в общей сложности до 1134 тыс.км противотанковых оборонительных рвов. На сооружении этих рубежей трудилось в разные периоды свыше 350 тыс. жителей области, преимущественно женщин и подростков-учащихся средних школ.

         Приведенные ниже цифры позволяют оценить вклад тружеников Горьковской области в Победу над врагом. В годы Великой Отечественной войны горьковчане дали фронту от произведенных в стране 38 318 (37%) танков, САУ, бронемашин; 43 688 (35,4%) минометов; 16 324 (26%) самолетов; 27 подводных лодок (43,1%); 109 636 (34,5%) автомашин; 85 722 (60%) радиостанций, а также около 101,7 тысяч артиллерийских орудий; 1165 «катюш», 3 бронепоезда, более 150 млн. боеприпасов и многое другое.

         Трудовые достижения и вклад в Победу горьковских промышленных предприятий неоднократно был отмечен правительственными наградами:

1. 31 октября 1941 г. за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолетов авиационный завод № 21 был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

2. 16 апреля 1942 г. за образцовое выполнение заданий правительства по производству минометов завод «Двигатель революции» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

3. 11 июля 1942 г. Машиностроительный завод наградили орденом Трудового Красного Знамени, а 4 июня 1945 г. заводу вручили орден Отечественной войны I степени.

4. За работу в годы войны Горьковский автомобильный завод был награжден орденами Ленина (19 марта 1942 г.), Красного Знамени (9 марта 1944 г.) и Отечественной войны I степени (16 сентября 1944 г.). За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей завод в 1971 году был награжден орденом Ленина.

5. Завод «Красное Сормово» 20 января 1943 г. был награжден орденом Ленина за успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов. 18 июля 1945 года - орденом Отечественной войны 1-й степени.

6. 28 октября 1944 г. завод «Красная Этна» был награжден орденом Ленина за образцовое выполнение заказов для фронта.

7. В 1945 г. завод «Красный металлист» (завод им. Г.И. Петровского) награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Город Горький был награжден Орденом Ленина 2 декабря 1970 г. «за большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительство, в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства и особенно отраслей машиностроения».

         Ранее за трудовые достижения Орденом Ленина дважды награждался регион: в 1934 г. – Горьковский край, в 1965 г. – Горьковская область (вручили его только 13 января 1967 г., вручал лидер СССР Л.И. Брежнев).

         За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в послевоенный период многие жители города Горького были удостоены персонального звания «Труженик тыла», награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

         Трудовому подвигу г. Горького и вкладу горьковчан в приближение Великой Победы посвящена обширная научно-исследовательская и учебная литература: монографии, сборники материалов научно-практических конференций, пособия, публикации в периодических изданиях, в т.ч.:

- Во имя Победы: Трудовой подвиг горьковчан в годы Великой Отечественной войны. – Горький: Волго-Вят. Кн. изд-во, 1976. – 206 с.;

- Киселев В.П. Трудовые подвиги горьковчан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Горький, 1969. – 41 с.;

- Кисеелв В.П. Горьковский автозавод в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. – 1981. – № 5;

- Горьковчане в Великой Отечественной войне: Словарь-справочник. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1990. – 351 с.;

- Горьковская область в Великой Отечественной войне: взгляд через 50 лет: Материалы науч.-практ. конф. (18-19 апреля). – Н.Новгород: Изд-во “Нижний Новгород”, 1995. – 264 с.;

- Город славы и верности России: Материалы ист.-краевед. конф., посвященной 775-летию Н.Новгорода. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1996;

- Серебрянская Г.В. Трудовой подвиг нижегородцев в годы Великой Отечественной войны // Нижегор. альманах. – Вып.1. – Н.Новгород, 1995. – С. 31-36;

- Белоус В.И. Цена великой победы // Наш край: Книга для учащихся школ, гимназий, лицеев. – Н.Новгород, 1997. – С. 264-274;

- Серебрянская Г.В. Волго-Вятский арсенал: Промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. – Н.Новгород: Изд-во НГТУ, 1997. – 251 с.;

- Серебрянская Г.В. Промышленность и кадры Волго-Вятского региона Российской Федерации в конце 30-х - первой половине 40-х годов ХХ века: Моногр. – Н.Новгород: Изд-во НГАСУ, 2003. – 476 с.

- Горьковская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: история и современность: материалы межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию Победы в Великой Отечеств. войне: 6-7 апр. 2005 г.: [в 2 ч.]. – Н.Новгород: Комитет по делам архивов Нижегор. обл., 2005;

- HOMO belli – человек войны в микроистории и истории повседневности: Россия и Европа XVIII – XX веков: Материалы Российской науч. конф. – Н.Новгород: НГЦ, 2000. – 312 с.;

- Трудовой подвиг горьковчан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Суровые будни тыла. – Н.Новгород: ФГУИПП “Нижполиграф”, 2004. – 192 с.;

- Белоус В.И., Кулаков А.А. Нижегородский регион в Великой отечественной войне // Великая война и Великая Победа народа. К 65-летию победы в Великой Отечественной войне. – М.: ИКЦ Академкнига, 2010. – Кн. 2. – С. 99-103;

- Гордин А.А. «Мы у станка стоим, как у орудий. Мы в цехе как на линии огня!»: Горьковский автозавод в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Великая война и Великая Победа народа. К 65-летию победы в Великой Отечественной войне. – М.: ИКЦ Академкнига, 2010. – Кн. 2. – С. 104-150;

- Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: проблемы и решения», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). 16 апреля 2015 г.: в 2 ч. / сост. М.А. Марченко, Г.В. Серебрянская. – Н.Новгород: ООО «ПромоЛинк», 2016.

 

         В память о трудовом подвиге города Горького и горьковчан, о весомом вкладе горьковских предприятий и их тружеников в приближение Победы, а затем – в послевоенное восстановление народного хозяйства и развитие научно-промышленного потенциала страны – город Нижний Новгород достоин носить звание «Город трудовой доблести».

 

 

Комитет по делам архивов

Нижегородской области

?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
 
Расскажите о проблеме
Написать сообщение

Карта пожароопасности Нижегородской области

 

Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»